Бакалавр по направлению подготовки готовится к решению задач профессиональной деятельности определенных типов, обозначенных в ФГОС1 .
В ФИЭБ для направлений подготовки бакалавриата используются ПИМ, с помощью которых оцениваются результаты освоения ОПОП студентом на соответствие требованиям ФГОС, а также делается вывод о готовности к решению задач профессиональной деятельности и уровне сформированности профессиональных компетенций.
ПИМ состоит из двух частей.
Первая часть ПИМ представляет собой полидисциплинарное тестирование.
Первая часть включает тестовые задания, проверяющие знания по дисциплине и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать из предложенного перечня не менее четырех дисциплин в соответствии с программой экзамена по направлению подготовки.
Каждое правильно выполненное задание первой части ПИМ позволяет студенту набрать 2 балла. Результаты выполнения первой части ПИМ оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий. Максимальное количество баллов, которое может получить студент, правильно выполнивший задания первой части ПИМ, составляет 40 баллов.
Вторая часть ПИМ представляет собой междисциплинарное тестирование.
Вторая часть включает междисциплинарные кейс-задания, содержащие описание квазиреальных профессиональных ситуаций и подзадач к ним. Выполнение студентом междисциплинарного кейс-задания свидетельствует о готовности решать профессиональные задачи определенных видов (задачи профессиональной деятельности определенных типов)2 и уровне сформированности профессиональных компетенций.
Междисциплинарные кейс-задания проверяют способности студента анализировать, обобщать, систематизировать и структурировать основную и дополнительную к кейсу информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между выявленными проблемами, осуществлять поиск и использовать эффективные средства и методы для решения выявленных проблем.
Студенту необходимо самостоятельно выбрать три вида профессиональной деятельности (три типа задач профессиональной деятельности) ФГОС3 в соответствии с программой экзамена по направлению подготовки, ориентируясь на конкретную ОПОП, по которой он завершает обучение.
Максимальное количество баллов за правильное выполнение конкретной подзадачи междисциплинарного кейса устанавливается с учетом ее сложности. Правильно выполненные кейс-задания второй части ПИМ позволяют студенту набрать 60 баллов.
________________________________________________________________
1 В педагогических измерительных материалах ФИЭБ-2023 по определенным направлениям подготовки учитывается действие актуализированных с профессиональными стандартами ФГОС ВО (ФГОС ВО 3++).
2 В связи с действием ФГОС ВО 3+ по определенным направлениям подготовки студентам в 2023 году предоставляется выбор программ ФИЭБ по ФГОС ВО 3+ или ФГОС ВО 3++.
3 C 2020 года реализуется возможность выбора двух видов (двух типов задач) профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО. Образовательной организации необходимо подтвердить подготовку студентов по двум видам (двум типам задач) профессиональной деятельности, предоставив в личном кабинете вуза Учебный план по программе бакалавриата для соответствующего направления подготовки — скан-копию титульного листа с указанием перечня видов (типов задач) профессиональной деятельности.