Перейти к основному содержанию

Оценка результатов обучения студентов по итогам ФЭПО: компетентностный подход

Модернизация российской системы образования и присоединение России к Болонскому процессу, направленные на повышение качества подготовки, поставили на повестку дня проблему оценки результатов обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Результаты обучения в новой концепции образования – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов, выраженные на языке компетенций и проявляющиеся в решении проблемных ситуаций. Термин «результаты обучения» официально появился в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования. В настоящее время результаты обучения определяются как «наборы компетенций, выражающих, что именно студент будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения» [1], или как «заявления о том, что обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения, которые определяются в терминах знаний, умений и компетенций» [2]. Оба определения говорят о результатах обучения, которые предполагается достигнуть студенту в процессе обучения.

Перенос акцента на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную, переход от простой передачи знаний к содействию и поддержке студентов в овладении компетенциями привели к рождению в сфере профессионального образования инновационного проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход». Проект  ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС.

Основная идея проекта – создание интерактивной площадки для широкого обсуждения новых подходов к разработке диагностической технологии внешнего независимого оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе.

Федеральный Интернет-экзамен представляет собой добровольную процедуру, проводимую на основе полного доверия вузам в части организации тестирования [4]. Перечень образовательных программ и дисциплин для тестирования образовательное учреждение также определяет самостоятельно. Интернет-экзамен проводится в единое время для всех вузов, по единым педагогическим измерительным материалам (ПИМ) для всех направлений подготовки, используются единые методики обработки и представления результатов тестирования [5]. Полученные результаты позволяют характеризовать конкретные измеряемые достижения студента на определенном этапе обучения в вузе, рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента (студентоцентрированный подход), перейти от оценивания для контроля к оцениванию для развития.

Предлагаемая технология проведения Интернет-экзамена (режим on-line) апробирована в декабре 2011 года – январе 2012 года. В апробации приняли участие 1577 образовательных программ 164 вузов и 37 ссузов из 64 региона России и Республики Казахстан, а количество сеансов тестирования составило 45842. Доля государственных образовательных учреждений-участников Интернет-экзамена: компетентностный подход составила 87% .

Тестирование проводилось по 11 дисциплинам высшего  профессионального образования (философия, английский язык, история, экономика, русский язык и культура речи, информатика, математика, физика, химия, экология, микроэкономика) и 3 дисциплинам среднего профессионального образования (основы философии, математика и экологические основы природопользования).

Исходя из требований ФГОС, новая модель педагогического измерителя представлена в трех взаимосвязанных блоках. Первый блок заданий (тематическое наполнение) проверяет степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать». Данный блок содержит задания, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания второго блока (модульное наполнение) оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Этот блок представлен заданиями, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач. Третий блок (кейс-наполнение) оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-измерителями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, необходимых для самостоятельного конструирования  способа решения задания. Выполнение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствовует о степени влияния процесса обучения на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемая модель ПИМ, будучи студентоцентрированной, позволяет сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента. Это принципиально отличает новую, уровневую модель от инвариантной, применяемой при традиционном подходе [3]. Выполнение варианта ПИМ оценивалось суммарным баллом, полученным студентом  за выполнение всех заданий ПИМ.

Разработанные критерии выполнения ПИМ  позволили сделать выводы об уровне обученности каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении [6]. Предложено выделить пять уровней обученности: критический, репродуктивный, базовый, продуктивный и высокий.

Критический уровень характеризует низшую степень обученности. Студент демонстрирует недостаточный уровень знаний по данной дисциплине для продолжения её изучения. Это самая низкая ступень овладения студентом знаниями. Студент, достигший репродуктивного уровня при оценке результатов обучения, показывает знание основных понятий, идентифицирует их и воспроизводит, т.е. этот уровень характеризует потенциальные возможности студента. Базовый уровень – это уровень мастерства выполнения студентом последовательности действий. На этом уровне студент воспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. Более важным и существенным является продуктивный уровень обученности, так как он  свидетельствует о наличии у студента системы совокупных интегрированных знаний, которые позволяют студенту гибко подходить к решению сложных заданий, обосновывать и доказывать правильность выбранного способа их решения. Высокий уровень обученности свидетельствует о способности студента творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Студент, показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения) способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления.

Только на основе поэтапного анализа учебных достижений студентов возможно сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента, что особенно важно при реализации компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

В перспективе Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход позволит решить еще одну очень важную задачу – реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе.

 Литература

  1. Руководство пользователя ECTS.  Последняя версия. 2009 г. (ECTS Users’Guide. Final Version. 2009).
  2. The European qualifications framework for lifelong learning (EQF), European Communities 2008.
  3. Наводнов В. Г., Масленников А. С., Киселева В. П. Педагогические измерительные материалы для Интернет-экзамена в сфере профессионального образования // Государственный университет управления. — Вестник университета. Развитие образования в области менеджмента. — 2008. — № 2. — С. 23—25.
  4. Наводнов В.Г., Масленников А.С., Киселева, В.П. ФЭПО как инновационный подход в системе обеспечения качества образования // Аккредитация в образовании. — 2010. — №24. — С.74—78.
  5. Наводнов В.Г., Киселева, В.П., Тикина Г.П.  Система педагогического анализа/мониторинга результатов тестирования студентов // Современные проблемы профессионального технического образования: материалы международной научно-методической конференции. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. — С.96—99.
  6. Наводнов В. Г. ФЭПО: уровневая модель ПИМ для оценивания результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС : материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции. — М., 2012. — С. 64—69.